Разговор с дочерью малышкой. Глава из методического пособия / Дария / Блоги.Казах.ру — блоги Казахстана, РК
rus / eng / kaz


Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него. Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры
СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены. Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется.












Дария



Произведения

Блог dariya
Автор блога
Лента друзей
Войти Регистрация



Разговор с дочерью малышкой. Глава из методического пособия

переведена на казахский язык Шынар Абельда

Уважаемые писатели и авторы Казахстана
Пожалуйста не переводите мои произведения на казахский язык и не выдавайте за свое. Переводы сделаны Шынар Абелдой.

Посвящается моей дочери. Сейчас она взрослая и оправдала надежды родителей, нам с отцом остается гордиться и радоваться ее успеху.

— Мама, эта кукла — моя дочка. Теперь у тебя две дочери.
— Доченька, не может стать кукла моей дочерью, потому что она — игрушка.
— Нет, она не кукла, она моя дочка!
— Ты можешь называть ее дочкой, но она не может быть моим ребенком.
— Почему? У нее, как у меня, две руки, голова, две ноги, глаза, рот и нос. Смотри, какая она красивая! Ты не хочешь, чтобы она была моей сестренкой?
— Доченька кукла — неодушевленный предмет, сделана на фабрике игрушек. Она, как, игрушечный стол и кровать. Кукла никогда не станет человеком, она не будет разговаривать у нее нет мозгов, языка, сердца, оно не бьется у нее в груди. Единственное создание на земле - человек, который умеет общаться, говорить, этим этим он отличается от других себе подобных и животных.
Ребенок — это маленький человечек, которого может родить только мама-женщина. Он со временем научится говорить, думать, анализировать свои поступки. В отличие от куклы, дети имеют мозг, который заставляет думать, учиться и говорить, с возрастом — читать, считать. Ребёнок имеет возможность оценивать свои хорошие и плохие поступки. У него в груди бьется крошечное сердечко, к которому поступает кровь и, циркулируя по организму, питает каждый орган. Сердце, как у машины мотор, без которого она не поедет.
— А у куклы разве нет мозгов?
— Нет.
— Мама, а что такое мозг?
— Видишь, грецкий орех, он имеет форму человеческого мозга.
— А где у человека находятся мозги?
— В голове, в специальной коробочке — в черепе. Мозг обычно называют умом. Все, что надо для развития ребенка, откладывается в эту коробку и называется памятью. Чем любопытнее ребенок и чем больше он хочет знать, тем больше у него мозг. Он как диск собирает всю информацию и сохраняет ее до старости. Все, что малыш видит и запоминает, остается в его памяти.
Новорожденный ребёнок очень слабый и часто плачет, ведь по-другому он не может объяснить, что беспокоит его. Мама догадывается, что ребёнку не комфортно: жарко, холодно, или что-то болит. Чаще у новорожденного болит животик.
Почему болит животик?
Потому что в животе мамы, он получал все необходимые вещества через пуповину. Это отросток, через который ребенок связан с мамой, и получает необходимые ему вещества, заменяющие материнское молоко, он связывает мать и ребенка. Когда ребенок рождается, пуповину соединяющим его с матерью и делающего их одним целым отрезают, Ребенок появляется на свет, его рождение сопровождается криком, говорят он испытывает стресс, страх и страшную боль, уже нет той связи с мамой, которая до этого у них была. Теперь он самостоятельный человек, ему надо привыкать жить самостоятельно. Впервые появившись, он вдыхает воздух, легким больно, и это для него шок, потому что после вдоха, у него открываются легкие. Что скрывать в животике ему жилось комфортно, только день ото дня он становился тесным для него, кислородом он дышал через маму. Прошло, тридцать-девять недель, ребенок нормально развивался, врачи наблюдали за ним и он должен появиться на свет.
Мама постоянно рядом, малыш узнает ее, он звуками выражает эмоции, плачет, начинает улыбаться, агукать, радуется присутствию родителей, так у него появляются первые извилины. Малыш растет, набирает вес, пробует садиться, позже ходить. Родители воспитывают его: читают книжки, поют песенки, учат говорить, от них ребёнок узнает: что такое хорошо, что такое плохо.
Ребёнок первый месяц жизни не может сидеть и ходить, потому что его косточки мягкие, а кое-где вместо костей — хрящи, чтобы они стали костями, нужен кальций. Малыш сосет материнскую грудь, оттуда выделяется молоко, которое состоит в основном из кальция. Кальций из материнского молока попадает в мозг, ребенок растет, коробочка для мозга твердеет. Дети часто падают, но не могут повредить мозг, потому что мать-природа смогла его надежно спрятать, видишь, как мудро придумано. Пока ребенок растет, он много раз падает, но не ломает руки-ноги. Казахи говорят: жерден таяк алады. Дословно получает шлепки от матушки-земли, Почему? Потому что ему надо многому учиться, в том числе правильно держаться и ходить по земле. Ребенку нужно много кальция. При получении кальция, кости становятся твердыми, поэтому мамы дополнительно подкармливают его творожком. Скелет твердеет ребенок встает, ходит, садится, играет, прыгает. Он научился управлять своим телом, значит, ребенок правильно развивается. Он становится маленьким человеком. Его называют малышом, а позже уже по принадлежности пола: мальчик, девочка. Из звуков, собирает слоги и пробует произносить слова, позже .
— Мама, а как она наполняется коробочка мозгами?
— Когда ребенок маленький, он начинает узнавать своих родителей, окружающий мир. Эти все знания, они меньше крупинок, сыпятся, как снег в коробочку для мозга, поэтому, чтобы ребенок развивался, он должен быть любопытным, а родители заняться его развитием, больше читать, развивать.
Вот теперь ты поняла, доченька, чтобы стать взрослым человеком ребенок должен много знать и запоминать, слушать детские стихи и сказки, которые ему читают родители, воспитатели в детском саду. Он должен учиться в школе, на уроках слушать учителя, и все полученные знания запоминать, от этого у него становится много извилин и растёт мозг. Мудрые люди еще в древние времена говорили, что ребенка надо воспитывать и учить с рождения.
— Хорошо, а зачем сердце нужно человеку? И кто главнее мозг или сердце?
— А сердце… я даже не могу сказать, что главнее для человека, они одинаково главные.
Тело ребенка состоит из скелета — который удерживает его. Малыш вначале лежит, сидит, позже начинает ходить, опираться. Ребенок должен бегать, прыгать, скакать, взбираться вверх по детским аттракционам, родители должны следить за его развитием и будет отличным, если ребенка отдали заниматься: плаванием, танцами, или футболом.
Малыш растет, его организм требует разнообразную пищу, в том числе и витамины, он может самостоятельно кушать, то есть питать организм, а питание для организма — это кровь. Сердце-мотор перегоняет кровь по телу, обогащает все органы ею.
— Кровь, как бензин? Папа мне рассказывал, что мотор надо залить бензином, чтобы машина ехала. Мотор питается бензином, когда бензин кончается, машина останавливается потому, что она голодная.
— Я вижу, дочка, что папа тебе хорошо объяснил. Если кушать только сладости и конфеты, то ребенок перестанет расти, начнут болеть зубы, появится кариес, и другие органы начнут беспокоить его, желудок, например. Поэтому надо правильно питаться, слушать родителей. Они знают, что полезно, а что вредно для ребенка. Подойди к зеркалу, посмотри, какие у тебя прямые ножки, и как крепко ты стоишь на земле, какое чистое лицо без болячек, какие красивые ровные зубы. Береги себя, и ты вырастешь красивой, умной и сильной. Потому что сила нужна всем: и девочкам, и мальчикам. Сильные и умные люди добиваются в жизни очень многого, могут поступить в любой институт и получить хорошую должность. Главное, что ты с удовольствием меня слушала, значит, моя девочка — умница и понимает, что надо слушаться родителей и радовать их своими успехами.


Қызыма айтқан ақыл

Қызыма арнаймын. Қазір ол есейді. Ата-анасының үкілі үмітін ақтады. Әкесі екеуміз оның бар жетістігін мақтан етеміз.

— Анашым, мына қуыршақ – менің қызым. Енді сіздің екі қызыңыз бар.
— Қызым-ау, қуыршақ қалай маған қыз болады, ол ойыншық қой.
— Жоқ. Ол қуыршақ емес, менің қызым!
— Сен оны қызым деп атай бер. Бірақ ол маған қыз бола алмайды ғой.
— Неге? Оның да мен сияқты екі қолы, екі аяғы, басы, көзі, мұрны, аузы бар. Қараңызшы, қандай әдемі! Ол менің сіңлім болғанын қаламайсыз ба?
— Қызым, қуыршақ деген жаны жоқ зат. Оны ойыншық фабрикасында жасады. Ол ойыншық үстел, төсек сияқты нәрсе. Қуыршақ ешқашан адам болмайды. Оның тілі жоқ, миы, жүрегі болмайды. Жер бетіндегі тілдесуге шамасы жететін хайуан – ол адам. Сөйлей алғандықтан ол өзі секілділерден және өзге де мақұлықтан өзгешеленеді.
Бала деген кішкентай адам. Оны тек әйел-ана туады. Уақыты жеткенде сөйлеп, ойлап, әр қимылына баға беріп үйренеді. Қуыршаққа қарағанда баланың миы бар. Ол оны ойлауға, оқуға, сөйлеуге, жасы келгенде әріп танып, сан санауға қабілетін ашады. Кеудесінде жұдырықтай жүрегі бар. Ол жүрек бүкіл ағзамен қозғалатын қанның арқасында соғады. Қан әр мүшені қоректендіреді. Адамның жүрегі көліктің моторы іспетті. Онсыз тірі болу мүмкін емес.
— Қуыршақтың миы жоқ па?
— Жоқ.
— Анашым, ми деген не?
— Жаңғақ бар ғой, сол жаңғақ мидың пішінін еске салады.
— Адамның миы қай жерінде?
— Ол адамның бас сүйегінің ішінде. Миды әдетте ақыл деп атайды. Баланың дамуына керектінің бәрі осы бас сүйектегі миға жазылып қалады. Оны жады дейді. Бала неғұрлым көп білгіш, көп сұрағыш келсе, оның миына соғырлым көп нәрсе жазылады. Тез өседі. Диск сияқты барлық ақпаратты жазып қояды. Баланың көрген-білгенінің бәрін сақтайды.
Жаңа туған шақалақ өте әлсіз болады. Ол тек жылайды. Өйткені, басқаша не мазалайтынын айтып жеткізе алмайды ғой. Анасы баласының неден мазасызданып жатқанын бірден сезеді. Ыстықтан, суықтан, не бір жері ауырғаннан. Нәрестенің көбіне іші ауырады.
Анасы үнемі жанында болғандықтан баласы оны бірінші таниды. Анасын көрсе, сөйлеп, қуанып, күліп белгі береді. Миында алғашқы қыртыстар пайда болады. Бірінші сөзі - ана, әке болады. Сәби өсіп, салмақ қосады. Отыруға тырысады. Сосын қаз-қаз тұрады. Тәй-тәй басады. Ата-анасы оны тәрбиелей бастайды. Кітап оқып береді. Ән салады. Сөйлеуді үйретеді. Бала әке-шешесінен ненің жақсы, ненің жаман екенін біледі.
Жаңа туған сәбидің бір айында сүйегі жұмсақ болған соң ол отыра алмайды. Кей жерінде сүйектің орнында шеміршек болады. Олар сүйек болып қату үшін кальций керек. Нәресте анасының емшегін еміп, ана сүтімен қоректенеді. Сүттен кальцийді алады. Ана сүтіндегі кальций кішкентай бөпенің миына барады. Өзіне керекті мөлшерде кальций жинаған соң баланың еңбегі қатады. Кішкене күнінде бала көп құлайды. Бірақ олардың миы шайқалмайды. Өйткені, табиғат-ана оның миын қауіпсіз жерге тығып қойған. Көрдің бе тылсым деген қандай болатынын... Кальций жинақталған соң сүйектері мықты болады. Аналар қосымша сүзбе, ірімшік беруді бастайды. Өскен сайын баланың бас сүйегі қатып, оның отырып-тұруы, секіруі мүмкін бола береді. Өз денесін өзі көтеріп жүре алатын болады. Яғни, бала дұрыс жетіліп келе жатқаны. Алдымен түрлі дыбыс шығарады. Сосын бүтін сөздерді айтуға шамасы жететін болады.
— Анашым, бас сүйекті қалай мимен толтыруға болады?
— Бала кішкентай болған кезде ең алдымен өзінің ата-анасын таниды. Соларға қарап өзге әлемді біледі. Осы көрген-білгеннің бәрі жапалақтап жауған қар сияқты мидың қатпарына жинала береді. Бала ары қарай дамуы үшін көп білуі керек. Сол үшін ата-анасы оның тәрбиесіне мұқият қарайды. Кітап оқиды. Ойын ойнатады.
Мінекей, күнім, үлкен адам болу үшін бала кішкентай кезінен көп нәрсені үйренеді. Естіген, тыңдаған, көрген, білгеннің бәрі адамға керек. Тақпақ пен ертегінің бәрі жәй уақыт өткізу емес, оның бәрі баланың санасын өсіру үшін аса маңызды. Ата-аналар мен балабақшадағы тәрбиешілер осы нәрселерге көп көңіл бөледі. Оның бәрі тектен тек емес. Мектептегі сабақтар да, мұғалімнің де айтқанын санасына тоқып өскен баланың жады мықты болады. Ертедегі адамдар баланы бесікте жатқан кезінен бастап тәрбиелеу қажет деп бекер айтпаса керек.
— Адамға жүрек не үшін керек? Ми бастық па, жүрек пе?
— Жүрек деген... шынымды айтсам екеуінің қайсысы маңызды екенін айта алмайды екенмін. Екеуі де бастық.
Баланың денесі қаңқадан тұрады. Қаңқа адамды ұстап тұратын тірегі. Нәресте бастапқыда тек жатады. Сосын отырады. Одан кейін жүре бастайды. Бала жүріп, жүгіріп, алысып, биікке өрмелеп, түрлі әткеншектерге мініп өсуі керек.
Ата-ана оның дамуын мүлт жібермей, қадағалағаны абзал. Сонда бала оқуда озат болмақ. Оны қосымша үйірмеге берсе, басқа да дарыны шыңдалады. Жүзу, би, футбол сияқты.
Бала өскен сайын ағзасы әр түрлі тамақты қалайды. Қажетті дәрумендерді ұмытпау керек. Өз қолы өз аузына жетіп, емін-еркін ішіп-жемге келгенде баланың алдына құнарлы тағам қоя білу мақсат. Тамақ ағза үшін бойында ағып жатқан қан ғой. Жүрек-мотор бұл қанды бүкіл ағзаның бойымен қуып, барлық мүшеге жеткізеді.
— Сонда қан бензин сияқты ма? Маған әкем айтқан, мотор жақсы жүруі үшін оған бензин құю керек деп. Мотордың бензині болса, онда көлік тоқтамай жүреді деді.
— Әкең жақсы түсіндіріпті. Тек қана кәмпит пен тәттілерді жей берсе, бала өспей қалады. Тісі ауырып, тісжегі пайда болады. Басқа мүшелері де ауыра бастайды. Мысалы, асқазаны...
Сол үшін дұрыс тамақтану маңызды. Әке-шешені тыңдау керек. Олар балаға ненің пайдалы, ненің зиянды екенін жақсы біледі. Айнаға жақын баршы. Қарашы, аяғың қандай түп-түзу. Аяғыңмен жерді қалай нық басып тұрсың. Бетіңде бір дақ жоқ. Әппақ. Тістерің ше? Маржандай тізіліп тұр. Өзіңді жақсы көрсең, күтімің жақсы болуы тиіс. Сонда сен ақылды, сұлу, мықты қыз болып өсесің. Өйткені, қуат деген әр адамға керек. Қызға да, ұлға да. Мықты, ақылды адамдар өмірде көп жетістікке жетеді. Қалаған оқуын оқып, мақсат еткен қызметін жасайды. Ең бастысы сен мені бар ынтаңмен тыңдадың. Менің қызым ақылды болған соң айтқан сөздің бәрін құлағына құйып алатыны көрініп тұр. Ата-анаңды қуантып, әрдайым жақсы, ақылды қыз болып жүр.

Аударған Шынар Әбілдә